Экономический кризис не сломил воли представителей среднего класса и не убавил желания пересесть с общественного транспорта на личный. Что выгоднее — приобрести автомобиль в кредит или остановить выбор на такси? Включив трезвый расчет, взяв в руки ценники и калькулятор, мы принялись за вычисления.

Наездить на авто

Никакое такси не сравнится с личным автомобилем по уровню комфорта и мобильности. Не стоит забывать и об удовольствии побыть за рулем личного «стального коня». Но стоит ли это удовольствие своих денег? Сразу оговоримся, мы не предусмотрели ситуацию, в которой автомобиль приобретался бы для использования в службе такси. А все расчеты производились исходя из того, что автомобиль будет в собственности у водителя пять лет.

Более-менее комфортное авто сегодня обойдется примерно в 150 000 гривен. Средний тариф такси (не путать с минимальным!) по Киеву — 50 грн. Допустим, в день вам нужно совершить две поездки — на работу и обратно. 100 гривен в день это около 2500 гривен в месяц, т. к. выходные мы в расчет не берем. Чтобы наездить на стоимость автомобиля, понадобится 60 месяцев, то есть полноценные пять лет.

Для небольших городов, где средний тариф проезда в такси составляет 15 гривен, окупаемость авто может составить все 15 лет. Во что превратится за это время машина, можно только догадываться.

Кредит усугубляет

Хуже с автомобилями, купленными в кредит. При нынешних процентных ставках (24-30%), за пять лет действия договора владелец отдает банку две-три стоимости машины. Ситуацию усугубляет наличие обязательного полиса страхования КАСКО, который увеличивает цену авто на 6-9% ежегодно. Но, возможно, страховаться по КАСКО вы решите и без кредита. Смело увеличивайте стоимость авто на 13 500 грн. То есть за пять лет страховка обойдется примерно в 67 500 грн при самых грубых подсчетах.

Заливай, поехали!

Естественно, нельзя забывать и о расходах на топливо. Допустим, автомобиль с объемом 1,6 л потребляет около 8 л горючего на 100 км в смешанном режиме эксплуатации (город трасса). В среднем машина в год проезжает 20 000 км. Выходит, на год нужно около 1600 л бензина. Допустим, цена на самый ходовой А-98 все 365 дней будет держаться на уровне 7,8 грн/л. Итого, только на бензин — 12 480 грн в год и 62 400 за пять лет.

Если оставлять машину на платной стоянке, для киевлян это еще около 30 грн/сут., или 54 750 грн за 5 лет практически треть стоимости автомобиля. В городах поменьше эта услуга примерно вдвое дешевле. Правда, сегодня далеко не все согласны тратиться на нее.

«Чаевых не оставлять»

Любому автомобилю требуется техобслуживание. Гарантия на автомобили колеблется от 3 до 7 лет. Возьмем среднее — 5. За это время придется пройти около 4-5 гарантийных ТО. В среднем сумма за все пять ТО может составить 30 000 грн при условии, что за время эксплуатации не будет ни одной серьезной поломки.

Налоги и сборы

При покупке автомобиля с вас потребуют уплатить налог в Пенсионный фонд — 3% от стоимости авто. В нашем случае 4 500 грн.

К этим расходам прибавим дорожный сбор. В первый год он составит 80 грн (5 грн с каждых 100 куб. см.) при нашем объеме двигателя. В последующие годы — по 112 грн (7 грн за каждые 100 куб. см.). Итого: 528 грн за пять лет.

Обязательный договор страхования ОСАГО — минимум 280 грн в год или 1400 грн за пять лет.

Заметьте, мы не учитываем стоимость штрафов за нарушение ПДД — надеемся на вашу порядочность.

Считалка

Сколько заплатим за пять лет?*

Стоимость авто — 150 000 грн

Страховка КАСКО + ОСАГО — 68 900 грн

Топливо — 62 400 грн

Техобслуживание — 30 000 грн

Налоги — 5 028 грн

Стоянка — 54 750 грн

Комплект зимней резины — 3 000 грн

Итого — 319 378 грн

* — без учета процентов по кредиту и расходов на платную стоянку

Вывод

Если посмотреть на результаты нашей «считалки», то станет понятно, что в год личная машина «съедает» около 74 815,6 грн. из семейного бюджета. Это — 6 234,64 грн. в месяц. Можете себе позволить автомобильный комфорт по такой цене? Что ж, удачи вам! Пользуйтесь службами такси «Автохолдинг»